ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ В ЦДХ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ CD ОПЕРА-86. 7 ФЕВРАЛЯ. 20:00.
ПЕРВОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ДЕБЮТНОГО АЛЬБОМА 1986 ГОДА.
7 февраля в закрывающемся весной легендарном зале-лектории Центрального Дома Художника на Крымском валу группа «Вежливый отказ» представит первое официальное издание своего дебютного альбома «Опера-86», по каким-то неведомым причинам не попавшего на коммерческие носители в минувшие годы.
Зародившись в недрах «кружка музыкальных изысканий» «Красный Насос», в котором в начале 80-х играли Петр Плавинский, Дмитрий Шумилов и Роман Суслов, и группы «27 км», в которой сложился творческий союз Романа Суслова и поэта Аркадия Семенова, «Вежливый отказ» произвел сильное впечатление при первом же появлении на широкой публике. «О, эта команда-загадка! Скитается по городу, вспыхивая в различных ДК, смурной квинтет… Гонит такой же смурной то ли реггей, то ли рэп, то ли – страшно подумать! – джаз», – писал один из рецензентов журнала «Урлайт». «Да, друзья, это настоящее искусство!», – писал другой. Одиннадцать сценок-зарисовок с яркими персонажами – Обывателем, Телеграфистом, Пролетарием, Пионером, Гармонистом и пр. – эффектно погружали привычные реалии эпохи в нестандартный, несоветский антураж, ернически-иронично и с разной степенью сочувствия высвечивая абсурд происходящего.
Тексты отличались наличием остроумно замаскированных социально-критических и политических намёков, но замаскированных не с целью обойти цензуру, а в бегстве от ненавистной всему «Вежливому отказу» прямолинейности. Музыка характеризовалась редкостной ритмической изысканностью, навевающей в сочетании с текстами ощущение лёгкого декаданса. Ритмические эксперименты оказались истинным лакомством для рок-эстетов. То ритм-секция играет брейк, поверх которого вместо необходимого, казалось бы, рэпа стелется свинговый вокал. То в ностальгические ритмы танцевальной музыки тридцатых годов изящно вплетается гитара с рэггеевскими ходами. А где-то солнечный карибский ритм неожиданно наполняется необычной, холодновато-трепетной отстраненностью.
Осведомленные современники были настолько впечатлены, что «Опера-86» была объявлена «прологом нового идеологического направления в отечественной рок-музыке — социального символизма». Впрочем, «Вежливый отказ», частично оправдывая свое название, двинулся своей дорогой – в направлении резких экспериментов со звучанием и музыкальной формой и доминирования музыки над текстом, вплоть до обращения к широко используемому сегодня «языку фонем». А «Опера-86» стала свидетельством момента редкого баланса поэтических и музыкальных генераций этой ветви московского рок-авангарда, вернувшегося к нам три года спустя на легендарной «белой» пластинке фирмы «Мелодия».
7 февраля на концерте в ЦДХ помимо «Оперы-86» прозвучат пьесы из новейшей программы «Вежливого отказа» – «Романсы».