Группа

Первыми участниками были Пётр Плавинский - автор названия группы, ряда песен и клавишник, Роман Суслов - автор другого ряда песен, гитарист, Дмитрий Шумилов - вокалист, Михаил Верещагин - бас-гитарист, Михаил Митин - барабанщик, Аркадий Семенов, а затем Гор Оганисян - поэты и шоумены. Первый концерт в ДК Института Атомной Энергии им. Курчатова состоялся зимой 1985 года. Ироничными текстами, джазовыми и псевдоклассическими аранжировками "Вежливый Отказ" сразу не вписался в рок-н-рольное движение 80-х годов с его честностью и революционно-героическим пафосом.

С 1985 по 1986 группа активно выступает по Москве и области, маневрируя между "квартирниками" и студенческими вечерами. В 1986 году "Вежливый Отказ" записывает свой первый магнитоальбом "Опера". Плавинский уходит из группы.

В декабре 1986 года на дне рождения Рок-Лаборатории "Вежливый Отказ" показывает новую программу "Пыль на ботинках". Под бой барабанов Аркадий Семёнов трубит свои стихи. На сцене - Гор Оганисян терзает куском сырого мяса скрипку. Музыка - жёсткая и агрессивная. Прямо на концерте к группе присоединяется саксофонист Владимир Давыдов.

С 1986 по 1988 на волне "перестройки" "Вежливый Отказ" участвует в многочисленных сольных и сборных концертах, фестивалях и проектах , связанных с кино и изобразительным искусством. "Вежливому отказу" посчастливилось играть в общих концертах с UB40, Mister Gang, Lindsey Cooper, Orthotonics, Fred Frith ("Keep the Dog"), Tim Hodgkinson, Peter Hammil, Ustad Fateh Ali Khan и "Misty in the Roots". Музыка приобретает астенически-утонченный характер. Отчасти меняется состав и перераспределяются роли: нет больше шоу и саксофона, появляется рояль, с ним - Максим Трефан, Суслов поет, Шумилов играет на бас-гитаре. Итогом деятельности "Вежливого Отказа" советского периода стала так называемая "белая пластинка", выпущенная фирмой "Мелодия" 125-ти тысячным тиражом.

К 1989 году "Вежливый Отказ" окончательно определяется в своих творческих принципах: музыке отдается предпочтение и перед самоценной поэзией и перед самодостаточным перформансом. В группе остаются только музыканты, очевидный лидер среди них - Роман Суслов. На концертах обкатывается программа "Этнические опыты", где Роман отказавается от поэтического текста и обращается к языку фонем. С этим нечленораздельным пением "Вежливый Отказ" удачно гастролирует по всей Европе вплоть до 1991 года, пока не разваливается СССР и не иссякает интерес ко всему советскому.

В 1992-ом, осев в Москве, музыканты облачаются в чёрные фраки и белые чесучёвые костюмы, сводят до минимума количество концертов и за три дня записывают свой самый холодный, изысканный и бесконечно далекий от советского народа альбом "И-и раз!..". С новой программой группа выступает на фестивале авангардной музыки в Берлине.

С 1995 года музыканты "Вежливого Отказа" помимо регулярных сольных концертов выступали в столичных арт-клубах "Третий путь", "Бедные Люди" и др. Для музыкантов участие в "Вежливом Отказе" всё больше превращается в адприятную необходимость проведения свободного времени. Потихоньку пишутся новые песни, появляются новые музыканты, и созревает необходимость оформить накопившийся материал. В 1997 году выпускается альбом "Коса на камень", оформление которой выполняет Дмитрий Гутов.

Через год представлена следующая программа  с рабочим названием "Герань". В 1999 году, к моменту записи первой части "Герани", группу покидает Максим Трефан. Вторую сессию в студии музыканты проводят с новым пианистом, молодым московским композитором Павлом Кармановым. Осенью 2000 года новый состав группы выступает с "Геранью" на фестивале мировой музыки в Чикаго и дает единственный концерт в Нью-Йорке. Тексты для "Герани" пишут известные московские поэты Григорий Дашевский, Михаил Пророков и Александр Слынек, с которым группа уже сотрудничала при подготовке "Косы на камень". Оформляет пластинку Константин Звездочетов.

"Герань" выходит в свет только в ноябре 2002 года, а 22 декабря на концерте в клубе "Дом" Роман Суслов объявляет о завершении проекта. Группа играет прощальные концерты в Москве, Питере, Киеве и Владимире и прекращает свою деятельность.

В марте 2006 года "Вежливый Отказ" дает юбилейный концерт, посвященный 20-летию группы. Возобновляется активная концертная деятельность. А весной 2009 года в московских клубах "Дом" и "Б2" представлена новая программа, получающая название "Гуси-Лебеди". Большая часть текстов к этой программе написана самим Романом Сусловым, два текста пишет Аркадий Семенов. В апреле 2010 "Гуси-Лебеди" выпускаются лейблом Zenith/Союз.

В марте 2011 года "Вежливый Отказ" показывает две пьесы своей новой программы с рабочим названием "Военные песни". В мае 2012 года большая часть этой новой программы представлена на концерте в московском Центральном Доме Художника, однако работа над новой программой продолжается до сих пор.

В феврале 2010 года Роман Суслов и московский пианист Петр Айду записывают вокальный мини-цикл русского композитора Александра Мосолова, а в декабре 2012-го "Вежливый Отказ" записывает песню Бориса Гребенщикова "Ласточка" для сборника, посвященного 40-летию группы "Аквариум".

В  2011 усилиями издательства "Геометрия" начато издание полного бэк-каталога альбомов "Вежливого Отказа". К настоящему моменту выпущены "Коса на камень" (2011), "Этнические опыты" (2012) и "Герань" (2013), готовится "И-и раз!.."

Роман Суслов

Вежливый Отказ, Москва 2012

 Состав:

  • Роман Суслов - вокал, гитара
  • Дмитрий Шумилов - безладовый бас
  • Михаил Митин - барабаны
  • Андрей Соловьев - труба
  • Павел Карманов - рояль, флейта
  • Сергей Рыженко - скрипка

Соучастники:

  • Максим Трефан - рояль
  • Павел Тонковид - саксофон
  • Аркадий Шилклопер - флюгельгорн

Основатели:

  • Петр Плавинский
  • Аркадий Семенов
  • Гор Оганисян
  • Роман Суслов

Звукорежиссеры "Вежливого Отказа" Андрей Пастернак, Антон Марчук, Павел Брусков