Сергей Рыженко

Музыкант группы "Вежливый Отказ", скрипка, вокал

Сергей Рыженко, скрипка, вокалСергей Рыженко — скрипач, поэт, певец и аранжировщик, почитается как создатель первого советского панк-ансамбля. Родился в Севастополе. Окончил Гнесинское музыкальное училище, а затем институт им. Гнесиных. Студентом прославился как блестящий импровизатор, что и привлекло к нему внимание музыкантов ансамбля "Последний Шанс" Владимира Щукина и Сергея Самойлова, когда они искали партнера для записи песен к телепередаче "Очевидное-Невероятное". С приходом Рыженко "Последний Шанс" становится трио. К 1980 году, когда Рыженко покидает «Последний Шанс», у него написано немало собственных песен: "Шла Маша по лесу...", "Про пиво", "Серый человек" и др. Для реализации этого репертуара он в 1981 году создает шоу-группу "Колесо", в состав которой входило 10 человек. В 1982 году после мощного секвестра из "Колеса" получается "Футбол", в мае 1982 года отыгравший единственный концерт в Центральном Доме Художника и прекративший существование после записи магнитофонного альбома. Несмотря на короткую жизнь, «Футбол» оставляет яркий след в советской рок-музыке. Именно с «Футболом» Рыженко принес на советскую сцену панк, который он реализовал не в чистом виде, а как сценическую идею и один из элементов шоу. Получилось свежо и остро; журнал "Урлайт" называет песню "Маленькая девочка в большом гастрономе" названа лучшей песней 1982 года.
В 1979 году Рыженко приглашается Андрея Макаревича на запись "Стеклянного зверинца". В 1982 году знакомство возобновляется и Сергей входит в состав «Машины». Это сотрудничество продолжается два года. Панковские тусовки Рыженко безумно раздражали Макаревича, так как группа балансировала на грани запрета, и в 1983 пути музыкантов разошлись.

Рыженко возвращается в "Последний Шанс" и остается там до начала 1986 года. Однако в конце 1985 года начинаются его сольные концерты, в основном, конечно, квартирники, записи некоторых из этих концертов вошли в "золотой" фонд отечественной рок-музыки. А песни "Идиот", "Плюшевый десант", "Стань, как Сталин" приносят Рыженко славу сатирика. В 1986 г. на новогоднем концерте Московской рок-лаборатории он исполнят песню "Инвалиды рока", которая существенно повлияла на рок-музыку 80-х.

В 1987 году Рыженко получает приглашение сняться в фильме "АССА", а также исполнить за Африку песни Гребенщикова "Мочалкин блюз", "Старик Козлодоев" и "В твоем поле зрения появляется новый объект". После съемок Рыженко собирает электрический состав, приглашая к сотрудничеству клавишника группы "ДДТ" Владимира Сигачева. В разгар репетиций череда личных неприятностей приводит к тому, что музыканты формируют новую группу "Небо и Земля" без участия Рыженко.

В 1988 году Сергей появляется на сцене в сопровождении акустической группы "Братья Карамазовы". После этого в его рок-карьере наступает пауза. Но именно в этот период Рыженко принимает участие с записи первой виниловой пластинки «Вежливого отказа» на фирме «Мелодия».

Покинув сцену, Рыженко чередует целый ряд гражданских профессий, побывав среди прочего концертмейстером вторых скрипок Малого симфонического оркестра Гостелерадио. В 1993 году Рыженко знакомится с Шевчуком и получает приглашение войти в состав ДДТ. А в 1995 году Рыженко вновь собирает собственную электрическую группу, получившую несколько видоизмененное название — "Футболлз".

Очередная полоса семейных неурядиц приводит к распаду «Футболлз» зимой 1999 года, а с весны 2000 года Рыженко вновь выступает соло.

С января 2006 года становится постоянным участником группы «Вежливый отказ», продолжая как сольные выступления, так и дуэты с Юрием Шевчуком.

Источник: http://www.rockinussr.ru/muzikanti/rizhenko.shtml сокращенный вариант статьи Владимира Марочкина.