НОВЫЙ СЕЗОН. ГРАУНД СОЛЯНКА. 28/09/24. 20:00.
Сезон 2024/25 группа «Вежливый Отказ», виртуозы московского интеллектуального авангарда и самая изысканная авант-рок-группа нашей страны, открывает в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка.
Трио Романа Суслова, Павла Карманова и Дмитрия Шумилов представит специальную акустическую программу, выстроенную вокруг последних аранжировок нового альбома группы, подготовка к изданию которого вступила в финальную стадию. Увидеть, насколько виртуозными и изобретательными могут быть отдельные партии наших солистов в малом составе, можно будет на сцене «Граунд-Солянки» в субботу 28 сентября. Никогда до сих пор «Вежливый Отказ» не играл так много и так плотно как в текущем составе трио Суслов-Шумилов-Карманов.
В плеяде замечательных музыкантов, стоявших у истоков рок-движения в Москве, «Вежливый Отказ» отличался самым бескомпромиссным сочетанием эстетики русского авангарда и всевозможных музыкальных стилей и жанров: от популярных рэгге, блюза, фанка, скэта, пост-панка и прог-рока до русского корневого фольклора и городского романса. Возникнув в середине 80-х в студенческой среде МИФИ, «Вежливый Отказ» как нож сквозь масло прошел сквозь историю русского рока, меняясь только в соответствии с внутренними – музыкальными по преимуществу – факторами. В версии «Отказа» даже стандартная песенная форма ложилась на необычные ритмические и мелодические построения ее лидера – гитариста и вокалиста Романа Суслова. А тексты ее со-основателей Петра Плавинского и Аркадия Семенова и шоумена Гора Оганисяна – тоже особенная глава в истории русского рока – быстро уступили место отменно артикулированному свободному вокалу, наследующему революционным опытам русских футуристов XX века, среди которых стоит особо выделить Игоря Терентьева.
Так, совместно со «Звуками Му», «Ночным Проспектом» и «Николаем Коперником», «Вежливый Отказ» снискал славу экспериментальной и авангардной московской «рок-лаборатории» и, совершив молниеносную музыкальную эволюцию, уже к началу 90-х в значительной степени ассоциировался с движением Rock in Opposition.
От остроумной и веселой «Оперы-86», эффектно погружавшей привычные реалии эпохи в нестандартный, несоветский антураж, ернически-иронично и с разной степенью сочувствия высвечивая абсурд происходящего, через изобретательную «профанацию тоталитарного героизма» эпохи «Пыли на ботинках» и череду прямых реверансов в адрес русского фольклора («Этнические опыты») и истории танца XX века («И-и раз!..»), отдав дань сложным взаимоотношениям с социумом («Коса на Камень») и частным бытом («Герань»), музыканты пришли к аллегорическому и емкому переосмыслению русского эпоса («Гуси-Лебеди») и такого пласта отечественной культуры как военные песни («Военные куплеты») и вновь вернулись к чистой – фирменно бессловесной – лирике альбома «Романсы» и новейшим – уже фактически академическим – пьесам причудливого мира нового, все еще безымянного, альбома, выход которого ожидается чуть ли не «вот-вот».
Вот уже почти сорок лет «Вежливый Отказ» продолжает свои эмпирические исследования разнообразных культурных, музыкальных и социальных явлений и неизменно обнаруживает совершенно невообразимые пути прохода по демаркационным линиям сложной топологии стилей, практик и жанров современной музыки.
Стоит напомнить себе слова одного из хроникеров группы, Амира Джунусова: «Когда музыканты «Вежливого Отказа» воспроизводят стремительные пассажи и головоломные размеры, рожденные фантазией своего лидера, они не стремятся удивить слушателя виртуозной техникой. В беглости и изощренности они видят средство воспроизведения неровной пульсации жизни и напоминания о необходимости жить здесь и сейчас».