ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. 35 ЛЕТ. ГЛАВКЛУБ. 23 октября. 20:00.

Группа «Вежливый Отказ», признанные лидеры московского рок-авангарда, празднуют свое 35-летие большим специальным концертом на сцене Главклуба.

История «Вежливого Отказа» уникальна. Возникнув в середине 1980-х в среде студентов МИФИ как «кружок музыкальных изысканий», группа прошла сквозь историю русского рока как нож сквозь масло, меняясь только в соответствии с внутренними – музыкальными по преимуществу – факторами. В версии «Отказа» даже стандартная песенная форма ложилась на необычные ритмические и мелодические построения лидера группы, гитариста и вокалиста Романа Суслова. А тексты со-основателей группы Петра Плавинского, Аркадия Семенова и Гора Оганисяна – тоже, кстати, отдельная глава в истории русского рока – быстро уступили значительное место отменно артикулированному свободному вокалу, наследующему революционным опытам футуристической группы 41°. Так, совместно с «Ночным Проспектом», «Звуками Му», «Николаем Коперником» и «Центром», «Вежливый Отказ» снискал славу экспериментальной и авангардной для московской рок-лаборатории и, совершив молниеносную музыкальную эволюцию, в значительной степени ассоциировался с движением Rock in Opposition.

В отличие от большинства современников, «Вежливый Отказ» исходил не из стандартного блюзового квадрата, но из авангардного джаза и академической музыки. При этом он ничуть не шел поперек времени. Внутренний лирический герой «отказовских» песен был современником своих слушателей, просто он жил по своим правилам, чуждым всякой прямолинейности. Суслов и его товарищи – басист и вокалист Дмитрий Шумилов, один из лучших барабанщиков Москвы Михаил Митин, пианист Максим Трефан и замещавший его полтора десятилетия композитор Павел Карманов, саксофонист Павел Тонковид, трубач и философ Андрей Соловьев, а также ветеран и первый панк русского рока скрипач Сергей Рыженко – исследовали разнообразные культурные, музыкальные и социальные явления, интерпретировали их и неизменно обнаруживали совершенно непредсказуемые пути прохода по демаркационным линиям сложной топологии стилей, практик и жанров современной музыки.

От остроумной и веселой «Оперы-86», эффектно погружавшей привычные реалии эпохи в нестандартный, несоветский антураж, ернически-иронично и с разной степенью сочувствия высвечивая абсурд происходящего, и через удивительно изобретательную «профанацию тоталитарного героизма» эпохи «Пыли на ботинках», путем прямых реверансов в адрес истории танца XX века (альбом «И-и-раз!..»), русского фольклора («Этнические опыты») и сложных отношений с бытом и социумом («Коса на Камень», «Герань» и «Гуси-лебеди») музыканты пришли к аллегорическому и невероятно емкому переосмыслению такого пласта отечественной культуры как военные песни («Военные куплеты») и вновь вернулись к чистой – фирменно бессловесной – лирике готовящейся к изданию программы «Романсы».

Журнал «Афиша»: «Вежливый Отказ», некогда слывший в высшей степени «интеллигентской» группой, в какой-то момент увлекся деконструкцией низовых жанров. Городской романс. Наивно-примитивистская поэзия. Смысл в том, чтобы разложить весь этот первородный звукоряд на элементы, а потом собрать их в немного непривычном порядке, выдержав максимально возможную дистанцию между собой и материалом. К началу десятых «Отказ» докопался до каких-то совсем базовых слоев. Теперь перекомпоновке подвергается не сама народная песня, а дикий драйв, в нее изначально заложенный — в попытке транслировать первобытную энергию, содержащуюся, скажем, в песнях времен Гражданской: но, не влипая в материал, а глядя на него со стороны».

Вот уже 35 лет «Вежливый Отказ» — одна из самых интересных авант-роковых групп не только в России, но и в мире, неизменно привлекающая на свою орбиту новых слушателей. А ее юбилейный концерт в Главклубе — отличный повод познакомиться с этой музыкой на большой сцене.

facebook, vkontakte, билеты