kbanda.ru, 30 апреля 2012 г.

Текст: Дмитрий Бебенин , опубликовано: Monday 30, April 2012
ссылка на оригинальную публикацию
kbanda.ru, 30 апреля 2012 г.

Альбом "Этнические Опыты" группы Вежливый Отказ - одно из ключевых сочинений отечественного рока начала 90-х. Первоначально выпущенный "RockAdillo" в 1990 году, он уже в 1994 году был переиздан студией "Триарий" - в немного другой версии, отличающейся от первоначальной как деталями микса, так и общей продолжительностью композиций. Третье издание альбома выполнил в 2012 году лейбл "Геометрия".

Ребята из "Геометрии" всегда мыслили масштабно. В результате чего мы получили на руки роскошный подарочный бокс-сет (с третьим вариантом обложки за всю историю альбома), куда вошли обе канонические версии альбома (1990 и 1994 годов) на двух CD, DVD-audio с 24-битной версией обоих вариантов программы, и толстенный буклет газетного формата, подробнейшим образом раскрывающий историю создания этого произведения.

В общем, на улице коллекционеров, старых поклонников группы и аудиофилов - тихий праздник. Хотя, если вдуматься, вклад Вежливого Отказа в сокровищницу нашей неакадемической музыки - величина неоднозначная и противоречивая.

С одной стороны, несомненным достоинством группы является уверенный разрыв сложившегося к 1990 году шаблона русского рока как музыки пост-бардовского толка, и формата отечественной рок-группы как произвольного состава из прорвы экзотических инструментов, работающих, однако, на одного автора-исполнителя во главе всей компании. Весь материал "Этнических Опытов" сыгран в традиционном рок-формате (гитара - бас - клавишные - ударные). При этом традиционным песенным форматом тут почти не пахнет. Традиционными гармониями и размерами - тем более. И вообще, тут такая бас-гитара! Дмитрий Шумилов - басовый бог.

С другой стороны, полный отрыв группы от рок-эстетики как таковой и повышение градуса заумности её композиций до того уровня, на котором самые замороченные опусы King Crimson начинают восприниматься вполне нормально, сыграли с Вежливым Отказом злую шутку. Группу тут же подняли на щит представители "небыдло-стайл", повторяющие с тех пор, как мантру, заключение: "Вот такую музыку не стыдно показать на Западе". Таким образом и этот альбом, и сама группа неожиданно превратились в фетиш для интеллектуалов и некое музыкальное ВДНХ.

Разумеется, в последней аберрации нет никакой вины музыкантов. Они всего лишь приняли посильное участие в формировании противоположного культурного полюса на глобусе нашего рока. Жаль только, что на экваторе по-прежнему почти никто не обитает. Но, опять-таки, эта часть общей проблемы уже выходит за пределы разговора о группе Вежливый отказ и её альбоме "Этнические Опыты".