InRock, No. 2 (52), 2012 г.
Писать рецензии на "старые”, классические альбомы — дело неблагодарное, поэтому мы и не будем этим заниматься. Тем более что в буклете к переизданию "Косы на камень” рецензий аж две - подробнейшее историко-аналитическое описание от Григория Дурново и созданное ещё в 1997 году изысканно-поэтичное эссе Евгения Чижова (последнее сам Роман Суслов в свое время определил как "единственный печатный текст, на мой взгляд, заслуживающий внимания и уважения”). Напомним лишь, что "Коса на камень” — предпоследний альбом "Отказа" перед большой паузой в деятельности группы (2003-2006). Записывался он во время бурной хозяйственной деятельности Суслова по разведению лошадей и развитию экологического туризма в деревне Козино Тульской области и отразил стремление автора к освобождению, бегству из "застенков" города, к природе, к духовному обновлению. Впрочем, это лишь одна из граней содержания альбома, многие песни которого плотно вошли в репертуар "Вежливого отказа”, в том числе и в его новейшей истории. "Родной язык”, "Большевик", "Рок энд Ролль”, ”Жаль!”, "Полоса неудач” — вот лишь неполный список вещей, которые истинный поклонник "Отказа” наверняка знает наизусть. Во многих смыслах ”Косу” можно назвать краеугольным камнем в дискографии "Отказа”, ведь диск в буквальном смысле полон хитов, да и в плане образно-поэтическом группа вернулась здесь от "игры фонем” к "нормальным” (если можно так выразиться) песенным текстам, что облегчало восприятие. Однако издания фирмы "Фили" (как и более ранние релизы "Отказа” на других лейблах) давно уже стали коллекционной редкостью. Так что "Геометрия” пошла на оправданный шаг, а чтобы новый релиз не был простой перепечаткой старого, присовокупила к хрестоматийной (хотя и в звуковой редакции гуру ремастеринга Евгения Гапеева) аудиоверсии ещё и бонус-DVD с записями программы "Антропология", концертов в клубе Tabula Rasa и на Васильевском спуске, а также двух студийно-репетиционных видео. Истинный подарок меломану! В довершение всего — обширный буклет с двумя упомянутыми статьями, архивными фото, а также текстами песен и (внимание!) их переводами на английский язык. Надо думать, переводчику пришлось изрядно помучиться над всеми этими "Топнул одной: нету — Москва / Топнул другой: нету — страна / Об континент! Об материк...", но перевод сделан и вправду почти эквиритмический. Так что иностранным товарищам теперь будет понятна глубина и соль текстов "Вежливого отказа”. Интересно и сопоставление фотографий, сделанных в том же составе и на том же месте в 1997 и 2011 годах. Всё те же люди! (Хотя сейчас состав "Отказа”, конечно, иной). Манежная площадь — видимо, знаковая для группы (и не только) точка пространства, даже драку на фото инсценировали... В общем, много интересного обнаруживает "внимательный читатель”, подробным образом изучив, прослушав и просмотрев релиз. По-хорошему, таким образом надо переиздать все старые альбомы "Отказа", и каждому устроить презентацию (как недавнее 15-летие "Косы” в клубе ’’ChinaTown”) — ведь время больших юбилеев грядёт.