Rolling Stone

Текст: Андрей Бухарин , опубликовано: Saturday 05, November 2016
ссылка на оригинальную публикацию
Rolling Stone

Именно этот сборник раннего творчества «Вежливого отказа» так и остался самой известной их пластинкой, — во многом благодаря Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия», выпустившей ее в 1989 году невероятным для наших дней тиражом. Во многом, но не во всем — свою роль сыграл и сам музыкальный материал. Для виниловой пластинки были отобраны самые сильные вещи со второго магнитоальбома «Пыль на ботинках» (1987) плюс одна композиция («Я учусь...») с дебютного«Опера-86», — здесь совпали и  «нововолновый» кураж ранних песен, и уже заметно возросшее мастерство, с которым группа переиграла их для «Мелодии». Потом не стоит забывать и про великолепные тексты, написанные тремя яркими персонажами (Петром Плавинским, Аркадием Семеновым, Гором Оганесяном), к тому времени уже отпавшими от группы.

Когда пластинки вышла в свет, «Вежливый отказ» уже начал следовать новым курсом и эволюционировать в более авангардную сторону. «Белый» же альбом — шедевр именно что «новой волны» и неоромантизма в самом высоком смысле этого слова, где самый блестящий образец — «Летаргический сон», вызывающий в памяти картины де Кирико и группу Japan. Но при всей холодности и высокомерной отстраненности, великолепно подчеркнутых эстетски спартанской обложкой работы Свена Гундлаха, эти песни «Отказа» не просто изящные фигуры изо льда, а скорее закованное в лед пламя, — так бурлят они еле сдерживаемыми страстями. Нынешнее переиздание этой эпохальной пластинки сделано с оригинальных «мелодиевских» лент, подвергнутых реставрации и ремастерингу, и дополнено хорошо известной по концертному репертуару группы песней «Портрет», записанной в 1990-м для новогоднего выпуска «Программы А» (РТР), а также целым бонус-диском с записью концерта «Вежливого отказа»1988 года в новосибирском ДК Железнодорожников.   

Андрей БУХАРИН

Rolling Stone, 5 ноября 1989 года